Салон
ЗАЗ «Таврия» не может похвастаться отделкой салона. Интерьер отличался своей аскетичностью и простотой. В дизайне преобладают рубленые, угловатые формы. По такому принципу построена вся передняя панель, за исключением щитка приборов – циферблаты здесь круглые.
Руль – двухспицевый и очень тонкий. Он был весьма неудобным, как отмечали владельцы.
Высоко располагалась педаль сцепления. Задний ряд сидений здесь тоже предусматривался, но уместиться в нем с комфортом довольно трудно. В двухдверных версиях посадка была как на «восьмерке» — через переднее кресло. С появлением «Славуты» места сзади не прибавилось – все-таки автомобиль очень тесный.
«Таврия Нова» – новый этап в развитии ЗАЗ-1102
С развалом страны Советов судьба многого, в том числе и будущее ЗАЗ-1102 «Таврии» была неопределенной. Возникло множество, казалось бы, неразрешимых вопросов: где брать деньги, куда двигаться и прочих. Однако помощь пришла откуда ее вовсе не ожидали. Заводом «Коммунар» в Запорожье заинтересовалась автомобильная компания «Daewoo» из Южной Кореи. Вложенные ею в «АвтоЗАЗ» средства позволили усовершенствовать ЗАЗ-1102 и начать совместный выпуск обновленного автомобиля под брендом «Таврия-Нова». Модель оказалась весьма удачной и свое место в нише авторынка по достоинству заняла благодаря экономичности, неприхотливости, маневренности и низкой цене. «Таврия Нова» ЗАЗ-1102 выпускалась на автозаводе «Коммунар» немногим более 11 лет.
Последняя «Таврия» сошла с конвейера завода в январе 2011 года. Ее место заняла модель ЗАЗ-1103 «Славута», разработанная еще в 1999 году. Время «Таврии» закончилось, однако это не означает, что ее забудут. Многие владельцы ЗАЗ-1102 всегда будут считать ее любимой «рабочей лошадкой»!
Дизайн
Внешность автомобиля знакома каждому. Авто ЗАЗ «Таврия» внешне напоминает «восьмерку». Стоит отметить, что некоторые схожие черты у автомобилей есть. Но у «Таврии» нет никаких плавных линий, изящных форм бамперов и прочего «эха современности».
ЗАЗ «Таврия» выпускалась серийно вплоть до 2007 года. За это время модель пережила минимум изменений. ЗАЗ «Таврия-Славута», призванная быть модернизированной моделью 1102, отличается лишь крашенными в цвет кузова бамперами и другой формой колесных арок. Данная модификация выпускалась в кузове седан. Хотя полноразмерным его назвать очень трудно.
Теперь рассмотрим габариты. «Таврия», как и «Запорожец», имела весьма компактные размеры. Длина машины составляет 3,7 метра, ширина – 1,7, высота – 1,4 метра. При этом автомобиль отличался хорошей проходимостью. Взгляните на эти короткие свесы и колесную базу. С клиренсом 17 сантиметров машина легко проходила там, где не проезжала «восьмерка». А если и удавалось посадить «Таврию» на днище, то вытащить ее можно было вдвоем – максимальная масса машины не превышает 500 килограммов.
Конструкция оптики не менялась на протяжении двадцати лет. На автомобиль устанавливались обычные прямоугольные фары, состоящие из галогеновых ламп, встроенных габаритных огней и поворотников. Также блок-фара имела возможность механической регулировки угла наклона света в зависимости от загруженности машины. Задняя оптика включала в себя красные рассеиватели с противотуманными фарами, габаритные огни, стоп-сигнал и белые световозвращатели.
Из истории «Таврии» ЗАЗ-1102
Во второй половине 60-х прошлого века по собственной инициативе разработчиками запорожского автозавода «Коммунар» было решено создать переднеприводную малолитражку. Проект такого автомобиля был практически разработан, однако «высоким начальством» эта идея поддержана не была. Объяснение было банальным: мол, для огромной советской страны автозавод не успевает выпускать и обычные «Запорожцы», потому выдумывать ничего не следует. «Коммунар» так и продолжал выпускать «горбатых», «ушастых» и «мыльницы», а чертежи новых разработок были заброшены пылиться на полку.
Такой подход продолжался до 1978 года, тогда «сверху» пришел приказ разработать принципиально новое авто с передним приводом. Начальство было удивлено когдо буквально через несколько месяцев первый опытный образец был вполне успешно собран. Однако тут же последовал приказ взять за основу для нового советского переднеприводного автомобиля появившийся недавно на западе «Ford Fiesta». Но разработчики из Запорожья этот прототип не стали копировать, а лишь дорабатывали свой автомобиль. В результате чего на «АвтоЗАЗ»-е появился хороший автомобиль, превосходящий по многим техническим характеристикам западные аналоги. «Таврию» в Министерстве АвтоПрома одобрили, однако за рубежом в это время стали появляться другие новые автомобили «Fiat», «Peugeot», «Renault» и другие. На автозавод «сверху» вновь стали поступать распоряжения об улучшении характеристик и вида нового автомобиля, однако дополнительный бюджет для этого не добавлялся. По этой причине в серию ЗАЗ-1102 «Таврия» пошла только с ноября 1987 года.
Примечания
- ЗАЗ 1102 Таврия: «Таврия» рождалась 20 лет. Архивировано 10 апреля 2012 года.
- Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1988 (вып. 32). М., «Советская энциклопедия», 1988. стр.48
- Новый «Запорожец» на конвейере // «Известия», № 323 (22130) от 19 ноября 1987. стр.1
- Е. Шестинский. Новый «Запорожец» // «Известия», № 176 (21983) от 25 июня 1987. стр.6
- Рекламный ролик
- Новости внешней торговли // газета «Труд» от 10 июня 1988
- Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1990 (вып. 34). М., «Советская энциклопедия», 1990. стр.182
- В. Стешенко. Таврия: ассоциация и автомобиль // «За рулём», № 8, 1990. стр.2-3
- Немного статистики // «За рулём», № 10, 1992. стр.16
- Когда дождёмся новый ЗАЗ? // «За рулём», № 7, 1992. стр.9
- А. Моисеевич. ЗАЗ-11024: малые хлопоты для завода — большие возможности для потребителя // «За рулём», № 8, 1992. стр.2-3
- «За рулём», № 8, 1992. стр.13
- Производство легковых автомобилей в России и на Украине // журнал «За рулём», № 7, 1994. стр.17
- Игорь Дибров. Последний народный: тест-драйв ЗАЗ-1102 Таврия(неопр.) .www.kolesa.ru (27.04.2016).
- Олег Полажинец. Семь врагов Таврии: почему украинский хэтчбек так и не стал бестселлером(неопр.) .www.kolesa.ru . журнал «Колёса» (11.09.2016).
- Фучаджи К. С., Стрюк Н. Н. Автомобиль ЗАЗ-1102 Таврия.-Москва.:Транспорт.1991
- Спортивный экзамен «Таврии», За рулём, №7, 1988 (июль 1988). Дата обращения 7 января 2020.
- А.Мельник. Счастливое воскресенье(неопр.) .За рулём, №11, 1993 (ноябрь 1993). Дата обращения 7 января 2020.
В чем плюсы?
Первое преимущество – это доступные запчасти. ЗАЗ «Таврия» имеет высокую ремонтопригодность. Запчасти для этого автомобиля стоят дешевле, чем на ВАЗовскую классику, а найти их — не проблема даже для малых городов. Особенно это касается Украины, где до сих пор эксплуатируют такие автомобили.
Еще один плюс – это экономичность, как отмечают владельцы. Некоторые ставят сюда ГБО. И это притом что машина потребляет шесть литров топлива, на газу машина становится еще экономичнее.
Автомобиль не вытянет из вас много денег, даже если сломается мотор (он тоже стоит недорого, а поменять его можно своими руками).
Еще одно преимущество – это компактность. Машина легко вписывается в любые закоулки. А благодаря короткой колесной базе и высокому клиренсу даже на 12-дюймовых штатных колесах можно смело отправляться в любую деревню. Как ни странно, по пересеченной местности машина едет очень хорошо.
Модефикации ЗАЗ-1102 «Таврия»
Базовой моделью «Таврии» считается ЗАЗ-110206 и именно с ней сравниваются модификации:
- ЗАЗ-110216 имеет отличия от ЗАЗ-110206 в безопасности и комфортабельности, усовершенствованной приборной панели; рулевое колесо сделано с четырьмя спицами, под ним установлен двухрычажный переключатель и дополнительное оборудование.
- ЗАЗ-11024 имеет остеклённый кузов типа «универсал», удобная машина для коммерческих целей.
- ЗАЗ-11026 – небольшой коммерческий «фургон», созданный на базе «универсала» имеющий неостекленный кузовов.
- ЗАЗ-1122 – отличие в установленном на автомобили ЗАЗ-11216 или ЗАЗ-11206 «жигулевского» двигателя от ВАЗ-2108.
- ЗАЗ-1140 это модификация ЗАЗ-110206, только с установленным двигателем FIAT-903.
ЗАЗ-1102 «Таврия», основные технические характеристики:
Замена масла
Замена масла в автомобильном двигателе типично для всех переднеприводных моторов. Сама по себе процедура проводится очень быстро и занимает около 30 минут на остывшем двигателе. Итак, рассмотрим последовательность действий направленных на замену масла в моторе Таврия.
- В обязательном порядке, при проведении любых восстановительных работ по двигателю необходимо снять клемму АКБ.
- При наличии защиты двигателя, демонтируем ее, чтобы можно было с легкостью заменить масло.
- Следующим этапом становиться выкручивание сливной пробки.
- Когда масло слилось можно при помощи специального съемника удалить масляный фильтр. Перед установкой нового, в него необходимо залить — новое мало.
- Закручиваем сливную горловину. Стоит помнить, что следует заменить уплотнительную медную шайба.
- Через заливную горловину заливаем новое масло. Необходимое количество масла можно определить при помощи щупа. Уровень должен находиться между отметками Min и Max.
- Когда все сделано, закручиваем заливную горловину и даем поработать мотору несколько минут. Затем, проверяем уровень смазочной жидкости. При необходимости доливаем до нужного уровня.
В двигатель Таврия помещается 3,5 литра масла, согласно технической документации завода изготовителя.
Альтернатива
ВАЗ-2107 с 1982 г.
Когда-то самая престижная тольяттинская модель стала долгожителем из-за надежности, прочности и простоты. По сравнению с запорожским изделием «Лада» более комфортабельная и представительная. Ее конструкция во многом устарела, однако машина неприхотлива к сервису и горюче-смазочным материалам, что неоценимо в периферийных регионах. Провинциалам нравится и плавность хода на неровностях. Салон в целом более просторный, хотя эргономика водительского места не так хороша, как в «Славуте». Багажник менее практичный, поскольку трансформации не предусмотрены, а задний борт высок (870 мм).
ВАЗ-2107 с 1982 г. |
|
Opel Kadett E 1984 – 91 г. в.
Главные преимущества этой иномарки – надежность и безотказность – уже утрачены. Трудно ожидать таких качеств от автомобиля 14 – 20 лет от роду, половину из которых он просуществовал за пределами благополучной Европы. Кузова Kadett, отличающиеся склонностью к коррозии, наверняка уже ремонтировались, причем часто – в полукустарных условиях. Однако остаются еще комфорт и вместительность. Кроме того, привлекателен огромный выбор двигателей, простых, ремонтопригодных и вполне обеспеченных запчастями – как новыми, так и б/у.
Opel Kadett E 1984 – 91 г. в. |
|
Peugeot 309 1986 – 93 г. в.
Надежная и практичная машина, по потребительским качествам очень похожая на «Славуту». Несложная она и конструктивно, однако найти знающих ее механиков нелегко. Еще одно следствие малой распространенности «пыжика» – слабая обеспеченность запчастями, как новыми, так и б/у. Так что один из главных плюсов – малая цена – может со временем обернуться хлопотами. Выбор двигателей широкий, а подвеска стойко воспринимает отечественные дороги. К тому же она обеспечивает отменную управляемость, позволяя получить удовольствие от езды.
Peugeot 309 1986 – 93 г. в. |
|
Игорь Широкун Фото Сергея Кузьмича
Редакция благодарит СТО КХРП корпорации «УкрАвто» за помощь в подготовке материала