Технические характеристики
Двигатель «2101» — родоначальника для всех моделей — карбюраторный. Распредвал имеет верхнее расположение. Привод механизма газораспределения цепной. Ресурс мотора более 18 тысяч километров. Собранный двигатель совместно со сцеплением и КПП крепится к передней и задней поперечинам через три амортизационные опоры. Сцепление сухое постоянно замкнутое, однодисковое. Подвеска независимая с пружиной и амортизатором телескопического типа.
Технические характеристики
Силовой агрегат | |
Модель двигателя | 2101 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 76х66 |
Рабочий объем, л | 1,2 |
Степень сжатия | 8,5 |
Номинальная мощность, л/с | 58,7 |
Максимальный крутящий момент, кгс/м | 8,7 |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 |
Трансмиссия | |
Сцепление | однодисковое с центральной нажимной пружиной |
КПП ВАЗ 2101 | механическая, трехходовая, четырехступенчатая |
Карданная передача | два вала с промежуточной эластичной опорой |
Главная передача | коническая, гипоидная |
Ходовая часть | |
Подвеска передних колес | независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
Подвеска задних колес | зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами |
Колеса | дисковые штампованные |
Рулевое управление | |
Редуктор рулевого механизма | глобоидальный червяк с двухгребневым роликом |
передаточное число | 16,4 |
Рулевой привод | трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового рычага и поворотных рычагов |
Тормозная система | |
Передние тормоза | дисковые |
Задние тормоза | барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов |
Привод рабочих тормозов | ножной гидравлический, двухконтурный |
Стояночный тормоз | ручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов |
Эксплуатационные данные | |
Объем бензобака «ВАЗ 2101», л | 39 |
Расход топлива «2101» в городе | 9.4 л/100 км |
Расход топлива на шоссе | 6.9 л/100 км |
Время разгона (0-100 км/ч) | 22 сек. |
Клиренс, мм | 170 |
Снаряженная масса автомобиля | 955 кг |
Размер шин | 155 SR13 |
Радиус поворота, м | 5.6 |
Масса снаряженная, кг | 1355 |
Модификации
- 2101 — Базовая модель. Четыре двери. «Седан». В очень малом количестве выпускался как «лимузин» и «пикап».Мощность 58,7 л/с.
- 2102 — «Универсал». Выпуск с 1971г. по 1985г. Для перевозки грузов и пассажиров. Пружины и амортизаторы подвески усилены.Заднее сиденье откидное для увеличения багажного отделения. Низкий уровень наружной стенки багажника облегчил погрузку и загрузку. Мощность 62 л/с.
- 2103 — интерпретация «копейки». 1972г. — 2005г (Экспортный вариант «Лада 1500»).Салон и багажник «люкс». Мощность 77 л/с.
- 2105 — Модель положила начало вазовским машинам второго поколения. Модернизирован экстерьер и интерьер. Впервые привод ГРМ ременной. Обогрев заднего окна и обдув стёкол дверей. КПП пятиступенчатая. 1983г. — 2010г. 75 л/с.
Типовые неисправности мотора
В отличие от эталона, двигатель 21011 спроектирован под среднее октановое число, бензин А-76 как на моторе 2101 использовать не рекомендуется. При обрыве приводной цепи ГРМ поршень стандартно гнет клапана, что является общей проблемой для ДВС АвтоВАЗа, за редким исключением (например, 2105). Основными неисправностями являются:
Поломка | Причина | Устранение |
Дым сизого цвета | порыв прокладок ГБЦ, клапанных сальников или втулок износ колец | замена уплотнений, колец и расходников |
Перегрев ДВС | поломка термостата либо вентилятора | установка нового навесного оборудования |
Расход масла увеличивается | выработка поршней/цилиндров, протечки в клапанных крышках | установка следующего ремонтного размера поршней и колец, замена прокладок |
Стук | вкладыши шатунов, подшипники кривошипа, увеличение зазора клапанов | замена расходников после диагностики |
В принципе простая для сегодняшнего уровня развития ДВС схема двигателя облегчает самостоятельное обслуживание модели привода 21011. В инструкции изготовителем четко указано, какое масло рекомендовано эксплуатировать, приведено описание параметров ДВС.
Историческо-автомобильное: andrews_answer
Влез в дискуссию и, как водится, сам себя озадачил. Простой, казалось бы, вопрос… Итак, исходные данные задачи — Ваз-2101 первых серий, маркировка двигателя выполнена с буквой D, носится как в жеппу ужаленный по сравнению с более старшими братьями. Вопрос — шо це було, тату?Строго говоря, вопрос маркировки автомобиля, двигателя и отдельных его частей — это вам не слоников из чего-то там лепить, сколько людей, столько и версий. Наша же задача попроще, маркировка двигателя. В целях экономии времени рассматриваем именно и только отрезок 1970-1974 год, что на самом деле мало облегчает нашу задачу, хехе.Давайте поставим себя на место неофита-автолюбителя и посмотрим под капот в поисках маркировки двигателя. Окажется, что под таковую может попасть как минимум две (это я чтобы не умножать сущности сверх меры, к тому же это не влияет на конечный результат) — маркировка блока цилиндров и маркировка головки блока. Начнем сверху, с головки. Что менялось? Двигатель ВАЗ-21011 является модернизированной моделью двигателя ВАЗ-2101. В двигателе ВАЗ-21011 увеличен диаметр цилиндра на 3 мм (79 мм у ВАЗ-21011 против 76 мм у ВАЗ-2101), объем камеры сгорания двигателя ВАЗ-21011 при степени сжатия 8,8 увеличен до 41,9 куб.см против объёма камеры сгорания на двигателях ВАЗ-2101 выпуска до 1974 г. 38,4 куб.см. В соответствии с этим мощность двигателя ВАЗ-21011 повысилась до 69 л.с. С 1974 г. завод перешел на выпуск двигателей со степенью сжатия 8,5, что обеспечило более магкую и долговечную их работу. Для перевода двигателей на новую степень сжатия с сохранением мощностных, экономических и динамических характеристик объем камеры сгорания в двигателе ВАЗ-2101 увеличен до 39,5 куб.см, а у двигателей ВАЗ-21011 снижен до 39,5 куб.см, что позволило унифицировать ГОЛОВКИ БЛОКА ДВИГАТЕЛЕЙ. При сохранившихся мощностных показателях рабочие объемы цилиндров двигателей составляют соответственно 1198 куб.см и около 1300 куб.см.Т.е. первая версия — различие в головке блока, у первых серий была выше степень сжатия на 3 десятых, что давало прирост мощности. Копеечный, правда, извините за каламбур.Что еще? Оказывается, в период с 1972 по 1974 менялись настройки карбюраторов на уровне подбора жиклеров и диаметра отдельных воздушных каналов, т.е. довольно существенно. Делалось это в угоду будущей экологии и влияло на динамику заметно сильнее, чем степень сжатия. В конце концов эта работа с «Озонами» была свернута и появился разлюбимый «Солекс». Тоже вполне себе версия.Но мы до сих пор никак не объяснили букву «D». Тут немного запутано. Дело в том, что эта буковка скорее всего вообще никак не влияет на параметры мотора. Это технологическая маркировка блока цилиндров и показывает класс оного, что означает просто диаметр цилиндра с точностью до тысячных. Табличка классов:
Класс | Диаметр цилиндраВАЗ 2101,21013 | Диаметр цилиндраВАЗ 21011 |
А | 76,000-76.010 | 79.000-79.010 |
B | 76,010-76,020 | 79.010-79.020 |
C | 76,020-76.030 | 79.020-79.030 |
D | 76,030-76,040 | 79,030-79.040 |
E | 76,040-76,050 | 79,040-79,050 |
Обозначение делается для последующего подбора поршней, обычное сборочное дело. Понятно, что сотка в диаметре цилиндра повлияет на мощность и крутящий момент еще меньше, чем три десятых степени сжатия. Различие в диаметрах не показывает ничего, кроме разницы в технологической оснастке. Т.е. действительно одни блоки могли делать в Италии, а другие в СССР. Совсем уж просто: эта маркировка никак не может влиять на параметры двигателя напрямую, только косвенно может указать на место производства.Как говорится, найдите ошибку в рассуждениях.
Итого: Разница в маркировке объясняется незначительным различием геометрии блока. Возможная (!) разница в динамике автомобиля объясняется возможной разницей в степени сжатия, возможным различием регулировок карбюратора и разницей в культуре сборки двигателей. Плюс народным творчеством, конечно.
Эксплуатационные параметры мотора 21011
Классическая модернизация ДВС 2101 увеличила объемы сжигания топливной смеси при одновременном снижении хода поршня. Расход топлива изменился в большую сторону незначительно, зато мотор стал «приемистым». Основные технические характеристики варианта 21011 имеют следующий вид:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 21011 |
Годы производства | 1974 – 2006 |
Объем | 1294 см3 (1,3 л) |
Мощность | 50,7 кВт (69 л. с.) |
Крутящий момент | 94,3 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 114 кг |
Степень сжатия | 8,8 |
Питание | карбюратор Озон ДААЗ 2105 |
Тип мотора | рядный, верхневальный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | «длинные» перегородки |
Выпускной коллектор | «паук», схема 4/2/1 |
Распредвал | верхнее расположение внутри ГБЦ |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | А класс – 79 – 79,01 мм
B класс – 79,01 – 79,02 мм С класс – 79,02 – 79,03 мм D класс – 79,03 – 79,04 мм Е класс – 79,04 – 79,05 мм |
Поршни | 79 мм |
Кольца | не симметричные, без покрытия |
Диаметр поршня | А класс –78,94 – 78,95 мм
В класс – 78,95 – 78,96 мм С класс – 78,96 – 78,97 мм D класс – 78,97 – 78,98 мм Е класс – 78,98 – 78,99 мм |
Коленвал | чугун ВК, короткий радиус кривошипа |
Количество коренных подшипников | 5 |
Ход поршня | 66 мм |
Горючее | АИ-93 |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 8 л/100 км
смешанный цикл 9,5 л/100 км город – 11 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 21011 | 5W-50 и 10W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Рабочая температура | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 125000 км
реальный 200000 км |
Регулировка клапанов | гайки |
Система охлаждения | принудительная, антифриз/тосол |
Количество ОЖ | 9,75 л |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи на 21011 | А-17-ДВ |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Цепь ГРМ | 114 звеньев, двухрядная |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | переключение сезонной температуры, картонный картридж с предочистителем |
Масляный фильтр | оптимально Mann W914/2 |
Маховик | Вес 0,62 кг, 129 зуба, 6 посадочных отверстий без смещения, диаметр наружный 27,75 мм, внутренний 25,67 мм |
Болты крепления маховика | М10/1,25 мм, общая длина 23,5 мм |
Маслосъемные колпачки | рекомендованы заводом от фирм Corteco либо Хорс |
Компрессия | 10 – 14 бар, перепад давления в соседних цилиндрах не более 1 бара |
Температура масла | 80°С |
Температура срабатывания термостата | 80 – 84°С |
Обороты ХХ | 850 – 950 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 37,24 Нм
маховик – 83,3 Нм болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Карбюратор Озон
Руководство завода производителя включило в комплектацию 21011 карбюратор Озон, дополнительно повысив характеристики этого мотора.
Если из выхлопной идет дым
Если мотор начал дымить, то, скорее всего, произошло разрушение сальников на клапанах. Либо же полностью износились направляющие втулки. Среди мелких неисправностей можно выделить, например, неправильную настройку карбюратора, он создает слишком богатую смесь. А самая печальная поломка – это разрушение колец на поршнях. На автомобиле ВАЗ 2101 двигатель изначально оснащался классической контактной системой зажигания. Она очень привередливая, требует постоянного ухода, чистки контактов, регулировки зазоров. Поэтому многие автомобилисты предпочитают устанавливать бесконтактную систему зажигания. А вот какой двигатель поставить на ВАЗ 2101 можно? Ответ на это один – любой! Все зависит только от того, насколько «золотые» у вас руки.
Если двигатель троит-причины
Причины «троения» двигателя автомобиля ВАЗ
- Неправильный момент установки зажигания
- Неисправность свечи зажигания
- Пробой высоковольтного провода. Неисправность конденсатора
- Потеря герметичности в районе впускного коллектора (впускной коллектор, карбюратор)
- Прогар клапана, поршня
- Поломка поршневых колец
- Неправильная регулировка клапанов
- Разрушение износ рокеров (рычагов клапанов)
- Пробой прокладки ГБЦ
- Износ, затвердевание, разрушение маслосъемных колпачков
- Очень низкое качество топлива
- Не правильная регулировка карбюратора
- Износ вала трамблера, подшипника поворотной пластины
- Потеря герметичности мембраны вакуумного опередителя зажигания
- Использование свечей не подходящих к двигателю и прочих «неисправностей»
Не правильный момент установки зажигания. При таком варианте, лично мне известно не троение, а вроде бы прохлопывание двигатель (пропуски), которое сопровождается «подпрыгиванием» всего двигателя. Особенно это заметно на холостом ходу, при увеличении оборотов пропуски исчезают. Скорее всего, у вас установлено слишком раннее зажигание, о этом может свидетельствовать и рывкообразное прокручивание двигателя стартером при запуске.
Неисправность свечи зажигания — одна из самых частых причин того, что двигатель троит
Тут особо рассказать нечего, важно помнить и заменять регулярно свечи, так же наличие искры на вывернутой свече при атмосферном давлении не свидетельствует о ее полной работоспособности, ведь воспламенение происходит при гораздо более сложных условиях (журнал «За рулем», еще советских времен). Пробой высоковольтного провода и конденсатора на контактной системе зажигания
Пробой провода можно определить путем замены всех проводов, так впрочем как и конденсатора
Пробой высоковольтного провода и конденсатора на контактной системе зажигания. Пробой провода можно определить путем замены всех проводов, так впрочем как и конденсатора
Пробой провода также можно попробовать определить взглянув на них в полной темноте, если где то есть пробой, то вы увидите вспышки.
Потеря герметичности в районе коллектора, как правило, сама по себе не возникает. Чаще это бывает из-за не правильной сборки или плохих прокладок.
Как правило при прогаре поршня или клапана цилиндр перестает работать вообще или долго не работает. Определить можно только замером компрессии и вскрытием двигателя.
Поломка или залегание поршневых колец тоже явление не слишком частое, ведь для его возникновения необходим ряд условий. Проверить можно замерив компрессию, если она окажется низкой, то исключить неисправности ГБЦ простым способом — налить в цилиндр немного масла, если компрессия повысится, то неисправность в поршневой системе.
С неправильной регулировкой клапанов все и так ясно — любой клапан может как не открываться, так и не закрываться до конца. Вылечить эту проблему может правильная регулировка клапанов. Аналогичную проблему может повлечь за собой и износ рокера. Клапан перестает правильно открываться и цилиндр перестает работать.
Трамблер. Довольно часто встречается на не новых машинах износ как самого вала, так и втулок в которых он вращается, вследствие чего становится невозможным установить адекватный зазор между контактами. Тоже самое происходит, если изношен подшипник поворотной пластины. Также пропуски могут возникать из-за разгерметизации в вакуумном опередителе момента зажигания, там может выйти из строя мембрана.