Силовые установки и другие системы автомобиля
К концу 70-х годов ХХ столетия «шестерка» окончательно закрепила за собой лидерство в таких сегментах, как динамичность, скорость и комфорт среди весьма небольшой гаммы российских( тогда еще советских) легковых автомашин. При этом он продолжает находиться достаточно высоко в ценовой линейке «Жигулей» и сложной по тем временам электроникой по сравнению со своими собратьями по бренду.
Открыв руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ 2106, мы убедимся, что предельная скорость в 150 км/ч и разгонное значение 16 секунд до скорости 100 км/ч считались прекрасными характеристиками для нашего автопрома. А наличие в интерьере салона сидений с подголовниками рельефного типа, комфортная приборная панель с тахометром и неплохая шумоизоляция выставляли автомобиль в выигрышной позиции.
В 1979 г. АвтоВАЗ выпустил две другие модели, мощность которых была несколько ниже прототипа. Это ваз 21061 с « троешным» мотором объемом 1,5 литра и мощностью 71 л.с. и ваз 21063 с силовым агрегатом от «одиннадцатой» модели объемом 1,3 литра и мощностью 64 л.с.
До популярности «шестерки» им было далеко, но дефицит хороших автомобилей и желание эксплуатировать приличное транспортное средство заставляло автолюбителей покупать эти автомобили. Отличия в устройстве можно было найти в руководстве по эксплуатации ваз 2106, которые были подробно изложены в этом печатном издании.
В 1982 году был проведен первый рестайлинг «шестерки». Была установлена силовая установка мощностью 75 «лошадок», в экстерьере изменения коснулись светоотражателей, которые были убраны с кормового крыла в районе молдинга. Модернизация улучшила систему электрооборудования, а в 1988 были внедрены новшества в выпускногй системе отработанных газов. Все эти изменения в устройстве ваз 2106 руководство по эксплуатации техническому обслуживанию и ремонту прекрасно объясняет и показывает, как эксплуатировать автомобиль с прошедшими изменениями.
В 1990 г. модельный ряд «шестерки» был дополнен элитной комплектацией, получившей название ВАЗ-21065. Этот автомобиль был оборудован «шестым» двигателем, СЗ бесконтактного типа, карбюраторным устройством «Солекс», «галогенками», обновленными сиденьями с качественной обивкой и улучшенной конфигурацией подголовников. Эта модель была оснащена бамперами от ваз 2105, 5- ступенчатой трансмиссией и мощным генераторным устройством, порядок подключения которого можно посмотреть в ваз 2106 «Руководство по эксплуатации обслуживанию и ремонту» нового издания.
Ваз 21064 (экспортный вариант) имели некоторые отличия от модификаций, поставляемых на внутренний рынок: они касались бамперов с интегрированными указателями поворотов и измененной электросхемой.
Ремонт КПП
ВАЗовская «шестёрка» оснащалась двумя вариантами механических коробок передач — четырёх- и пятиступенчатой. Оба агрегата являются взаимозаменяемыми. КПП ВАЗ 2106 простая и одновременно надёжная, что позволяет владельцам этого автомобиля в случае возникновения неполадок выполнить ремонт самостоятельно. Основными неисправностями коробки передач являются:
- течь масла;
- выбивание одной из передач;
- затруднённое переключение передач;
- посторонние звуки во время работы.
Таблица: основные неисправности КПП ВАЗ 2106 и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Наличие шума в КПП (может пропадать, если выжать педаль сцепления) | |
Недостаток масла в картере | Проверить уровень и долить масло. Проверить на предмет утечки масла, очистить или заменить сапун |
Изношены подшипники или шестерни | Заменить повреждённые или изношенные элементы |
Шумов нет, но скорости включаются с трудом | |
Повреждён рычаг переключения, изношены сферическая шайба, винт ограничения хода рычага КПП, искривлён рычаг | Заменить повреждённые детали |
Клинит шарнир рычага | Заменить изношенный элемент, смазать шарнир рекомендуемым смазочным материалом |
Заедают сухари, грязь в гнёздах штоков вилок | Заменить детали |
Затруднено движение муфты на ступице | Очистить шлицы, удалить заусенцы |
Деформированы вилки | Заменить на новые |
Не выключается сцепление | Устранить неисправности сцепления |
Между третьей и четвёртой передачей отсутствует возможность зафиксировать рычаг переключения передач на нейтральной передаче | |
Сломана оттяжная пружина | Заменить пружину или установить на место, если она соскочила |
Самопроизвольное отключение передач | |
Потеря упругости фиксаторов, износ шариков или гнёзд штоков | Заменить детали |
Изношены кольца синхронизаторов | Заменить детали |
Изношены зубья муфт или венца синхронизатора | Заменить повреждённые детали |
Пружина синхронизатора вышла из строя | Установить новую пружину |
При переключении передач слышен шум, треск или визг | |
Неполное выключение сцепления | Устранить неисправности сцепления |
Недостаточный уровень масла в картере | Проверить на утечку масла, долить масло, прочистить или заменить сапун |
Изношены зубья шестерён | Заменить детали |
Изношено кольцо синхронизатора той или иной передачи | Заменить изношенное кольцо |
Наличие люфта валов | Подтянуть крепления подшипников, заменить изношенные |
Течь масла | |
Изношены манжеты | Заменить изношенные элементы. Прочистить или заменить сапун |
Износ валов и забоины в местах установки манжет | Зачистить шкуркой с мелким зерном. Заменить манжеты. При сильном износе заменить детали |
Забит сапун (повышено давление масла) | Прочистить или заменить сапун |
Слабое крепление крышки картера, изношены прокладки | Подтянуть крепления или заменить прокладки |
Не до конца закручены пробки для слива или залива масла | Подтянуть пробки |
Ремонт коробки передач выполняется после её демонтажа с автомобиля и проводится при помощи стандартных инструментов (набор ключей и головок, отвёртка, молоток, вороток).
Прилагаемое руководство по ремонту и эксплуатации ваз «шестерки»
В печатном варианте и на сайте руководства по эксплуатации автомобиля ваз 2106 изложены все необходимые данные, связанные с функционалом и техобслуживанием этого транспортного средства.
Разделы руководства по эксплуатации автомобиля ваз 2106
- «Устройство автомобиля ваз 2106» (Общая информация о ТС, полное описание органов управления приборных устройств и замков с ключами;
- «Дефекты автомобиля» (виды неисправностей и варианты их устранения с фотографиями);
- «Практические рекомендации по пользованию ТС» (советы автомобилисту при совершении поездок, комплектация ЗИПом, превентивная подготовка к поездкам, проведение обкатки автомобиля на «гарантии»);
- «Электрооснащение» (электрическая схема, функциональное подключение приборов и систем);
- «Приложения» (требуемые данные об эксплуатационных характеристиках, техобслуживании и ремонтных мероприятий). Здесь изложена информация о моментах затяжки, сведения для регулировки, виды эксплуатационных материалов и иные справочные данные.
Схема электрооборудования ВАЗ-2106 (новая)
Общая схема электрооборудования ВАЗ 2106 / 21061 / 21063 / 21065 выпуска 1988 – 2001г.
1 — передние фонари; 2 — боковые указатели поворота; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — реле лампы сигнализатора заряда аккумуляторной батареи; 5 – реле включения ближнего света фар; 6 — реле включения дальнего света фар; 7 – стартер; 8 – генератор; 9 – наружные фары; 10 – внутренние фары; 11 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 12 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 13 – звуковой сигнал; 14 – катушка зажигания; 15 – распределитель зажигания; 16 – свечи зажигания; 17 — электромагнитный клапан карбюратора; 18 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 19 – подкапотная лампа; 20 – выключатель света заднего хода; 21 – датчик указателя давления масла; 22 – датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 23 – датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 24 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 25 – коммутатор*; 26 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 27 – реле включения электродвигателя вентилятора**; 28 – регулятор напряжения; 29 – реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 30 – дополнительный блок предохранителей; 31 – основной блок предохранителей; 32 – реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 33 – реле включения обогрева заднего стекла***; 34 – выключатель стоп-сигнала; 35 – штепсельная розетка для переносной лампы****; 36 – добавочный резистор электродвигателя отопителя; 37 – электродвигатель отопителя; 38 – переключатель электродвигателя отопителя; 39 – часы; 40 – лампа освещения вещевого ящика; 41 – прикуриватель; 42 – выключатель аварийной сигнализации; 43 – регулятор освещения приборов; 44 – лампа сигнализатора уровня тормозной жидкости; 45 – трехрычажный переключатель; 46 – выключатель зажигания; 47 – выключатель обогрева заднего стекла***; 48 – выключатель заднего противотуманного фонаря; 49 – выключатель наружного освещения; 50 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 51 – моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей***; 52 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 53 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 54 – плафоны освещения салона; 55 – указатель уровня топлива с сигнализатором резерва; 56 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 57 – указатель давления масла с сигнализатором недостаточного давления; 58 – тахометр; 59 – лампа сигнализатора стояночного тормоза; 60 – лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи; 61 – лампа сигнализатора воздушной заслонки карбюратора; 62 – контрольная лампа габаритного света; 63 – лампа сигнализатора указателей поворота; 64 – лампа сигнализатора дальнего света фар; 65 – спидометр VAZ-2106; 66 – выключатель сигнализатора воздушной заслонки карбюратора; 67 – переключатель электростеклоподъемника левой передней двери***; 68 – реле включения электростеклоподъемников передних дверей***; 69 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери***; 70 – задние фонари; 71 – фонари освещения номерного знака; 72 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 73 – колодки, подключаемые к элементу обогрева заднего стекла***; 74 – лампа освещения багажника; 75 – задний противотуманный фонарь.
Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
а – коммутатора; б – датчика-распределителя зажигания; в – очистителя ветрового стекла и реле прерывателя очистителя ветрового стекла; г – реле прерывателя аварийной сигнализации и указателей поворота; д – трехрычажного переключателя.
* Устанавливается в случае применения на автомобиле бесконтактной системы зажигания. При этом должен устанавливаться датчик-распределитель зажигания типа 38.3706 и катушка зажигания типа 27.3705 или 027.3705. ** С 2000 г. не устанавливается и электродвигатель 12 включается непосредственно датчиком-выключателем 11. При этом вместо применявшегося ранее датчика температуры 11 типа ТМ-108 применяется датчик-выключатель 661.3710. *** Устанавливается на части автомобилей. **** С 2000 г. не устанавливается.
Электросхема ВАЗ-2106 карбюратор — полный вид:
Ремонт лонжерона
При проведении капитального ремонта кузова ВАЗ 2106 своими руками, в первую очередь необходимо уделить внимание состоянию днища авто, в том числе и лонжеронов. Они представляют собой основной силовой элемент всей конструкции
На автомобиле они располагаются на днище, и имеют длину всего транспортного средства.
Лонжероны могут смещаться в результате нарушения геометрии кузова, и лопаться из-за механических повреждений. Если деталь сместилась, ее «восстанавливают» на место. Для этого используют домкрат или трос, который привязывают столбу или дереву, а другой конец веревки закрепляют на лонжероне. Далее небольшими рывками «тянут» авто, а выправляемый элемент подстукивают молотком. После завершения работы, к лонжеронам приваривают дополнительные балки, так как восстановленная деталь требует усиления.
Проржавевшие элементы очищаются, с них удаляются грязь и коррозия. С помощью сварочного аппарата на поверхности делают металлические заплатки, шлифуют сварные швы и обрабатывают деталь. Также с помощью сварки устраняют трещины лонжеронов.
Прилагаемое руководство по ремонту и эксплуатации ваз «шестерки»
В печатном варианте и на сайте руководства по эксплуатации автомобиля ваз 2106 изложены все необходимые данные, связанные с функционалом и техобслуживанием этого транспортного средства.
Разделы руководства по эксплуатации автомобиля ваз 2106
- «Устройство автомобиля ваз 2106» (Общая информация о ТС, полное описание органов управления приборных устройств и замков с ключами;
- «Дефекты автомобиля» (виды неисправностей и варианты их устранения с фотографиями);
- «Практические рекомендации по пользованию ТС» (советы автомобилисту при совершении поездок, комплектация ЗИПом, превентивная подготовка к поездкам, проведение обкатки автомобиля на «гарантии»);
- «Электрооснащение» (электрическая схема, функциональное подключение приборов и систем);
- «Приложения» (требуемые данные об эксплуатационных характеристиках, техобслуживании и ремонтных мероприятий). Здесь изложена информация о моментах затяжки, сведения для регулировки, виды эксплуатационных материалов и иные справочные данные.
Особенности ремонта автомобилей ВАЗ-2104 и ВАЗ-21043 Ваз 2105 Жигули
11.2.1 Особенности ремонта автомобилей ВАЗ-2104 и ВАЗ-21043 Автомобили ВАЗ-2104 и ВАЗ-21043 имеют другие пружины в задней подвеске и измененную схему электрооборудования задней части автомобиля, в связи с применением кузова типа “Универсал”. Кузов имеет другую конструкцию задка каркаса, заднего сиденья и дополнительно имеет дверь задка. В остальном ремо.
11.2.2 Задняя подвеска Пружины задней подвески под нагрузкой 3185 Н (325 кгс) делятся на две группы: пружины группы А – длина больше 278 мм, маркируются светло-коричневой краской; пружины группы В (длина равна или меньше 278) – маркируются синей краской на наружной стороне витков.
11.2.3 Электрооборудование Электрооборудование автомобилей ВАЗ-2104 и ВАЗ-21043 отличается от ВАЗ-2105 дополнительной установкой: – очистителя 65 (см. подраздел 12.2) и омывателя 64 заднего стекла, которые включаются выключателем 37, установленным на панели приборов; – плафона 67 освещения задней части кузова. Цепи пит.
11.2.4 Кузов
Источник
Проблемы электрики, систем охлаждения и подачи горючего
Электрическая часть автомобиля в целом достаточно надежна, поскольку проста. Часто выходят из строя следующие детали:
Самым слабым местом системы охлаждения является термостат. Диагностика неисправности следующая: наблюдается перегрев жидкости либо, наоборот, постоянно низкая температура. В более новых моделях иногда выходит из строя датчик включения электровентилятора, находящийся в нижней части радиатора. Через 40-60 тысяч пробега приходит в негодность водяной насос (помпа). Ремонту он не подлежит и меняется целиком. Остальные узлы и детали системы работают надежно и не имеют ярко выраженных «болезней».
В системе топливоподачи внимания требует бензонасос, в нем быстро изнашиваются диафрагмы и клапаны. В карбюраторных моделях «шестерки» капитальная очистка этого узла требуется ориентировочно 1 раз в 25 тысяч км. На машинах ВАЗ 21061 и 2106 в последние годы устанавливались карбюраторы 2107 «Озон», на ВАЗ 21063 — модификация 2105 «Озон». На автомобилях с инжектором необходимо выполнять очистку форсунок с таким же интервалом, как и карбюраторы.
Автомобили ВАЗ 2106.Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию
Колектив
Издательство: За рулем Год издания: 2000 Страниц: 195 Язык: русский Формат: DJVU Размер: 6,6 Мб Скачать: depositfiles.com ; uploadbox.com
В руководстве описаны следующие модели автомобилей: 2106, 21061, 21063, 21065.Двигатели 21011, 2103, 2106. Четырехступенчатая коробка передач. Пятиступенчатая коробка передач. Цветные схемы электрооборудования.
Автомобили ВАЗ-2103, 2106. Многокрасочный альбом
Вершигора В. А. и др.
Издательство: Третий рим Год издания: 1996 Страниц: 76 Язык: русский Формат: PDF Размер: 11 Мб Скачать: depositfiles.com ; uploadbox.com
Ремонт и эксплуатация автомобилей ВАЗ-2103, 21033, 21035, 2106, 21061, 21063, 21065.Иллюстрированное многокрасочное пособие знакомит читателя с общей компоновкой и устройством основных узлов и механизмов автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и их модификаций.
ВАЗ-2103, ВАЗ-2106. Руководство по ремонту
Игнатов А. П.,Новокшонов К.В,Пятков К. Б.
Издательство: Москва Год издания: 1995 Страниц: 178 Язык: русский Формат: DJVU Размер: 16,1 Мб Скачать: depositfiles.com ; uploadbox.com
Настоящее руководство — это пособие по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и их модификаций. В руководстве описаны следующие модели автомобилей: ВАЗ-2103, ВАЗ-21033, ВАЗ-21035, ВАЗ-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21063, ВАЗ-21065.
Ваз 2106: ремонт и эксплуатация автомобиля
НЕОТЕХСОФТ
Страниц: много Язык: русский Размер: 200 Мб Скачать: часть1 ; часть2 ; часть3 ; часть4 Настоящее мультимедийное руководство является пособием по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации автомобиля ВАЗ-2106.В руководстве: — Детальное описание всех узлов — Советы по эксплуатации — Более 700 страниц текста — Около 4000 Иллюстраций — Чертежи, схемы, таблицы — Словарь специальных Терминов
— Интерактивная схема электрооборудования
Автомобили ВАЗ 2106-03.Руководство по ремонту,эксплуатации и техническому обслуживанию
Коллектив
Издательство: Третий Рим Год издания: 1999 Страниц: 165 ISBN: 5-88924-043-9 Язык: русский Формат: DJVU Размер: 12.4 Мб Скачать: depositfiles.com ; hotfile.com
Содержание изданий значительно углублено по сравнению с предыдущими редакциями и рассчитано как на начинающих, так и на профессиональных пользователей. В руководстве описаны следующие модели автомобилей: ВАЗ-2106 — легковой автомобиль с закрытым несущим четырехдверным кузовом типа «седан». Карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,6 л.
ВАЗ-21061 — отличается от автомобиля ВАЗ-2106 установкой двигателя объемом 1,5 л. ВАЗ-21063 — отличается от автомобиля ВАЗ-2106 установкой двигателя с рабочим обьемом 1.3л.ВАЗ-21065 — отличается от автомобиля ВАЗ-2106 установкой двигателя с карбюратором 21053-1107010 и бесконтактной системой зажигания.
В основных разделах руководства описаны узлы автомобиля ВАЗ-2106. Особенности ремонта моделей ВАЗ-21061,21063 и 21065 приведены в разделе IX,а особенности ремонта моделей ВАЗ-2103,21033 и 21035 даны в разделе X.
В руководстве дается описание технического обслуживания и ремонта автомобиля на базе готовых запасных частей, имеются перечни возможных неисправностей и рекомендации по их устранению, а также указания по разборке и сборке, регулировке и ремонту узлов автомобиля.
При ремонте рекомендуется пользоваться специальным инструментом и приспособлениями, перечисленными в приложении 2. Резьбовые соединения при сборке следует затягивать моментами, указанными в приложении 1. В приложении 3 приведены горюче-смазочные материалы, проверенные в лаборатории Волжского автозавода и рекомендуемые для автомобилей ВАЗ.
В связи с постоянной работой по совершенствованиюавтомобиля, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем издании. В руководстве отражена конструкция автомобилей по состоянию на май 1997 г.
Электрооборудование автомобиля ВАЗ-2106
Бессонов С. Г., Калинин М. И.
Издательство: Политекс Год издания: 1994 Страниц: 48 Язык: русский Формат: PDF Размер: 51,6 Мб Скачать: depositfiles.com
Данная книга-альбом поможет найти и устранить неисправности в электрооборудовании шестерки и ее модификаций.Каждый разворот альбома посвящен отдельному функциональному участку системы электрооборудования автомобиля.
Самостоятельная затяжка
Как уже было сказано ранее, затянуть болты на ГБЦ не так уж и сложно
Однако чтобы этот процесс не оказался тяжелым для водителей, нужно обязательно учитывать важность данной процедуры и выполнять ее строго по схеме, с которой можно ознакомиться на интернет-ресурсе
Чтобы начать работу, потребуется подготовить всего один, но очень важный инструмент (динамометрический ключ), без которого затянуть болты просто не получится. Разумеется, такой инструмент не может оказаться в арсенале каждого владельца авто, поэтому его придется купить или взять в аренду на СТО. Выполняется затяжка болтов в такой последовательности:
В первую очередь нужно осмотреть внешнее состояние крепежей. Если их состояние не удовлетворит автовладельца, то специалисты не рекомендуют производить их затяжку, а использовать новый комплект штифтов, купить которые можно как на автомобильном рынке, так и в специализированном магазине
Выбирать болты нужно от надежного производителя, при покупке обязательно обратить внимание на качество резьбы. Перед началом процедуры резьба штифтов смазывается автомобильной смазкой, вне зависимости от того, какой элемент будет использоваться: новый или бывший в эксплуатации
Сам процесс натяжки для ВАЗ-2106 схож с другими вазовскими моделями, но если рассматривается Нива, то специалисты рекомендуют проводить такую работу в два этапа, предварительно ознакомившись со схемой, которую можно скачать в Интернете
На схеме предельно точно указана последовательность затяжки болтов, все штифты обладают своим индивидуальным номером, чтобы автовладельцы самостоятельно и строго по очередности производили затяжку нужных элементов. Используя динамометрический ключ, нужно затянуть все болты строго по схеме. Выполняя данное действие, следует следить за моментом протяжки, показатель которого может варьироваться в пределах от 3,4 до 4,0 кгс*м:
- первыми затягиваются два элемента, которые расположены в центре головки;
- далее затягиваются два верхних болта и два нижних, которые расположены сбоку от среднего фиксатора;
- производится затяжка левых крайних болтов, а после этого двух правых. Не стоит натягивать лишь элемент, у которого предусматривается маркировка № 11.
- После того как первый этап затяжки, согласно схеме, будет окончен, специалисты рекомендуют повторить заново всю операцию в точно такой же последовательности. Следя за тем, чтобы во время затяжки болтов момент затяжки не превышал показатель в 11,5 кгс*м.
- В заключение процесса натяжки нужно затянуть штифт под № 11, используя все тот же динамометрический ключ, следя за тем, чтобы натяжение этого элемента не превышало 4,0 кгс*м.
На этом процесс затяжки считается оконченным. Выполнить эту работу самостоятельно довольно просто, однако если в ходе затяжки какой-то элемент сильно перетянут, то на поверхности ГБЦ может образоваться трещина, которая, в свою очередь, станет причиной новой поломки, поэтому весь ремонтный процесс придется заново повторять. Чтобы избежать такой ситуации, нужно следить за моментом и выполнять работу строго по схеме. А видеоурок, просмотреть который можно в удобное для вас время, поможет найти ответ на любой вопрос по этой теме и еще более упростит процесс затяжки штифтов ГБЦ ВАЗ-2106.