Установка ножевых предохранителей в ВАЗ 2101, 2103, 2106
Предыдущий пост был о недостатках штатных блоков с предохранителями, в этом же посте поговорим о установке ножевых предохранителей на ВАЗ 2101, 2106. Разница в установке на «копейку» и на «шестерку» не слишком большая, вся разница в наличии блока дополнительных предохранителей в шестых моделях, в которых находятся резервные предохранители и предохранители цепей поворотов и аварийной сигнализации, также цепь вентилятора охлаждения.
Ножевые предохранители обладают рядом полезных свойств, чем собственно и лучше стандартных, но все преимущества сводятся к одному — лучшему контакту предохранителя с гнездом, в котором он установлен. Вот и все. Но благодаря этому никаких оплавлений предохранителя, нагрева и прочих радостей.
Что необходимо для установки:
- Ключ на «8»
- Отвертка, если будут плохо сниматься клеммы с стандартного блока
- Термоусадка, как более «челевочный» вариант изоленты, хотя можно использовать и изоленту, но выглядеть будет не очень
- Тестер, может понадобиться
- Разъемы «мама» на 6,6 мм, для ВАЗ 2106 понадобиться 12шт, для ВАЗ 2101, 2103 — 8шт
- Собственно сам блок ножевых предохранителей, подойдет от Волги 3110 на 13 предохранителей
- Провода для изготовления перемычек
- Прямые руки, внимательность
Начинать установку рекомендую начать с отключения массы аккумулятора, это обязательное условия начала работы, гарантирует безопасность проведения работ для вас и вашего автомобиля. Далее с помощью ключа на «8» отворачиваем крепеж блока предохранителей, следим за тем, что бы провода не послазили с клемм.
Откручиваем здесь (ВАЗ 2106), в ВАЗ 2101 нету нижнего блока, а так все аналогично
После того, как вы открутили блок необходимо его отвести вниз, насколько это позволяют сделать провода. Не надо стаскивать подряд все провода! Есть вероятность что-то перепутать, и в последствии неполадок не избежать. Вся установка проводится по следующей схеме, на ней обозначена разметка подключения проводов.
Схема подключения ножевых предохранителей в ВАЗ 2106
На этой схеме прекрасно видно, в каких местах устанавливать перемычки, они позволяют уменьшить количество проводов, упростить схему электрооборудования.
Важно!!! Устанавливать перемычки нужно на те провода, которые идус с напряжением из подкапотного пространства, то есть с провода источника напряжения, устанавливать до предохранителя. Если подключить перемычку после предохранителя, то получится что через один предохранитель проходит ток, который питает два потребителя. Далее нужно приняться за изготовление перемычек, их длинна около 10см, может варьироваться, все зависит от того, какими вы захотите их сделать
Далее нужно приняться за изготовление перемычек, их длинна около 10см, может варьироваться, все зависит от того, какими вы захотите их сделать.
Выглядят они вот так:
Перемычки
Далее необходимо соединить контакты таких номеров предохранителей этими перемычками, для ВАЗ 2106 порядок соединения:
Спасибо за подписку!
3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-12, 12-13
Для ВАЗ 2103, ВАЗ 2101 и всех остальных без дополнительного блока предохранителей:
Напомню, что соединять необходимо входящие провода, на которых имеется напряжение цепи, ток с них через предохранитель идет в бортовую сеть.
Ну а дальше дело техники, поочередно снимаем по одному проводу (начиная с 1 предохранителя) со старого блока и переставляем на новый, и так до последнего блока. После перставки всех проводов, нужно проверить правильность подключения, сделать это довольно легко. Например, включаем ближний свет и вытаскиваем предохранитель № 5, соответственно должна погаснуть левая фара, вставляем предохранитель на место, вытаскиваем предохранитель №6, должна погаснуть правая фара. Если это произошло, то эти цепи подключены правильно. По аналогии необходимо протестировать остальные цепи.
Если же при вытаскивании одного предохранителя все равно горят две фары (например, или работает оборудование) — то перемычка установлена не правильно, проверьте схему подключения.
Тонкости и нюансы, о которых должен знать автолюбитель
- Расположение и номер модуля указан на крышке БП;
- Перед заменой модуля проверяйте оборудование, которое к нему подключено на исправность;
- Если модуль цел, а оборудование исправно, но ток не поступает, вероятнее всего повреждение в цепи электрического питания;
- Зажигание, реле активации электрического мотора вентилятора не защищены предохранителями;
- Если вместо оригинального модуля установить с меньшим номинальным током, то вероятнее всего, перегорит плавкая вставка. Это не является дефектом, а признаком того, что не соответствуют показатели напряжения;
- Установка модуля с большим номинальным током увеличит вероятность выхода из строя оборудования, которое закреплено за данным модулем;
- Категорически запрещено использовать фольгу в качестве проводника вместо БП;
- Если предохранитель с аналогичной силой тока тот час перегорел, значит в системе большие проблемы с напряжением. Обратитесь в СТО для проведения диагностических работ.
Процесс снятия и замены
В процессе смены деталей БП нет ничего трудного, поэтому этот процесс мы описывать не будем. Зато мы расскажем вам, как произвести смену БП старого образца на устройство нового образца.
В первую очередь, отключите аккумуляторную батарею. Теперь откройте водительскую дверь и при помощи отвертки подденьте два фиксатора крепления декоративной обшивки салона. Отодвиньте ее в сторону и вы увидите блок. используя крестообразную отвертку открутите винты крепления БП. Делайте это аккуратно, чтобы в процессе не слетели провода с клемм.
Как только БП откручен, отведите его вниз. Но не тяните его сильно, чтобы не оборвать провода
Обратите внимание! Перемычки необходимо устанавливать на те провода, через которые с моторного отсека поступает напряжение. Не подключайте перемычку после самого предохранителя, иначе в результате этого через одну деталь будет проходить напряжение, питающее несколько компонентов электрооборудования.
Порядок установки перемычек должен быть следующим: 3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-12, 12-13.
Теперь вам нужно по очереди демонтировать каждый провод, начиная с первого предохранителя со старого БП, и смонтировать его на новый
ту операцию проделайте с каждый контактом, до самого последнего провода. Когда все контакты будут на своих местах, следует проверить, правильно ли вы все сделали. В частности, нужно включить источник потребления напряжения и вытащить соответствующий предохранитель. Если устройство перестало функционировать, то все действия были выполнены верно. К примеру, включите ближний свет фар и вытащите один из элементов БП, отвечающий за левую или правую фару. Если она погасла, то вы все сделали правильно.
Аналогично произведите проверку каждого предохранителя. Если при демонтаже элемента устройство продолжает работать, то перемычка, по всей видимости, установлена некорректно, поэтому перепроверьте схему подключения.
Какой предохранитель и за что отвечает на ВАЗ-2106
Довольно часто автовладельцам ВАЗ-2106 приходится ремонтировать электрооборудование в своей машине. А вызывают такую поломку чаще всего неисправности в цепи предохранителей, которые могут просто потерять контакт с пластиной, проводящей ток. Уже многие автовладельцы на своем опыте смогли убедиться, что конструкция предохранителей, мягко говоря, не очень надежная, ведь элементы способны выйти из строя, как только сопротивление в цепи немного повысится. Далее они начинают сильно греться, что и приведет к ухудшению и даже полной потере контакта. Кроме этого, стоит отметить, что поломка может проявиться и в том случае, если сила нажима пластины, которая держит предохранитель, ослабнет. Причем если поломка вызвана этой причиной, то она будет довольно опасной. Дело в том, что если окажется плохой контакт на предохранителе, элемент может просто не сработать в момент возникновения короткого замыкания, а греться он будет в обязательном порядке. В результате вышедший из строя элемент может вызвать загорание всей цепи, причем в самое неподходящее время.
Что должен знать о предохранителях водитель
Каждый автовладелец должен знать самую важную информацию о предохранителях, чтобы выявить причину поломки в той автомобильной системе, которая откажется ответить на приказ водителя:
- Если предохранитель выйдет из строя, менять этот элемент на подручный предмет, к примеру, шуруп или винт, ни в коем случае не разрешается, так как такие действия не редко приводят к возгоранию.
- После того как сработает предохранитель, нужно узнать, за какую цепь он отвечает:
- прикуриватель;
- свет или газ;
- поворотники.
И только после этого следует устранять причину перегорания вышедшего из строя элемента. Перед установкой нового нужно обязательно очистить от загрязнений так называемое гнездо и заизолировать проводку.
- Если при осмотре будет замечено, что вышедший из строя предохранитель «подплавился», то, скорее всего, в цепи произошло короткое замыкание. А если плавиться начнет вставка из пластмассы, то нужно проверить надежность контакта в самом «гнезде».
Специалисты настоятельно рекомендуют использовать для каждого автомобильного потребителя свой персональный предохранитель, и лучше всего использовать элементы евро, так как они намного качественнее и надежнее.
Список предохранителей ВАЗ-2106
Ознакомившись со списком предохранителей, автовладельцы ВАЗ-2106 без проблем смогут выявить немало неисправностей, к примеру:
- наладить свет, который пропал в салоне;
- выяснить, почему не работает прикуриватель или вентилятор печки;
- устранить неисправность, которая не позволяет включить поворотник.
А ремонт любой неисправности на ВАЗ-2106 газ или бензин нужно начинать с проверки контакта предохранителя.
- Первый элемент отвечает за действие:
- звукового сигнала;
- поворотников и «стопов»;
- автомобильных сигнализационных фонарей.
- Второй номер защищает от перегрева стеклоочиститель, омыватель стекол, электродвигатель печи.
- Третий предохранитель контролирует работу фар, предназначенных для дальнего освещения дороги.
- Четвертый номер контролирует работу правых дальних фонарей.
- Пятый номер защищает левые фонари от ближнего освещения.
- Шестой предохранитель контролирует работу цепи правых фар для ближнего освещения.
- Седьмой защищает лампы, которые освещают багажник, номерные знаки и приборы внутри салона.
- Номер восемь защищает от перегрева фонари габаритного освещения.
- Девятый элемент предотвращает перегрев тахометра, контрольной лампы аккумуляторной батареи.
- Элемент под номером 10 защищает от перегрева цепь зарядки аккумуляторной батареи.
- Несколько элементов под номерами 11, 12, 13 следует рассматривать как запасные, водители могут использовать их для защиты новых потребителей, которые будут устанавливаться в дальнейшем.
- Предохранитель под номером 14 защищает систему обогрева заднего стекла.
- Элемент № 15 защищает от перегрева электрический автомобильный вентилятор.
- Предохранитель № 16 предотвращает перегрев поворотных указателей и сигнализации, если такая система установлена в машине.
Более подробную информацию о предохранителях ВАЗ-2106 и их основного предназначения можно получить из видеоурока, выбрав для просмотра самое удобное для себя время.
Схема предохранителей и реле ВАЗ 2106
№ | А | Назначение |
Основной блок 41.3722 | ||
1 | 16 | Прикуриватель , лампы стоп-сигнала, звуковой сигнал, часы, плафоны освещения салона, штепсельная розетка для переносной лампы |
2 | 8 | Электродвигатели стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, реле стеклоочистителя, электродвигатель отопителя |
3 | 8 | Дальний свет (левая фара), лампа сигнализатора включения дальнего света |
4 | 8 | Дальний свет (правая фара) |
5 | 8 | Ближний свет (левая фара) |
6 | 8 | Ближний свет (правая фара), задний противотуманный фонарь |
7 | 8 | Габаритный свет (левый подфарник, правый задний фонарь), лампа освещения багажника, правый фонарь освещения номерного знака, лампы освещения приборов, лампа подсветки прикуривателя |
8 | 8 | Габаритный свет (правый подфарник, левый задний фонарь), левый фонарь освещения номерного знака, подкапотная лампа, лампа сигнализатора габаритного света |
9 | 8 | Указатели поворота и соответствующая лампа сигнализатора, указатель давления масла с лампой сигнализатора, указатель температуры охлаждающей жидкости, лампы света заднего хода, указатель уровня топлива с лампой сигнализатора резерва, лампа сигнализатора включения стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости, лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи, электромагнитный клапан карбюратора, тахометр, лампа освещения вещевого ящика, сигнализатор приоткрытая воздушной заслонки карбюратора, обмотка реле обогрева заднего стекла |
10 | 8 | Регулятор напряжения, обмотка возбуждения генератора |
Дополнительный блок ПР-120 | ||
11 | 8 | Резервный |
12 | 8 | Резервный |
13 | 8 | Стеклоподъемники |
14 | 16 | Элемент обогрева заднего стекла |
15 | 16 | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения |
16 | 8 | Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации |
Термобиметаллические предохранители
- Стеклоочиститель (с 1985 г.) — встроен в цепь электродвигателя
- Стеклоподъемники — встроен в цепь электродвигателя
- Реле аварийной сигнализации и указателей поворота (’77-’85 — 23.3747 , ’85-’01 —231.3747 ) — закреплено на переднем щите за комбинацией приборов.
- Реле лампы сигнализатора заряда аккумуляторной батареи (РС 702) — закреплено на брызговике правого лонжерона в моторном отсеке двумя саморезами. Под один из саморезов установлен наконечник «массы».
- Реле ближнего света фар — Б (113.3747, 90.3747 (РС 527)) — закреплено на брызговике правого лонжерона в моторном отсеке.
- Реле дальнего света фар — А (113.3747, 90.3747 (РС 527)) — закреплено на брызговике правого лонжерона в моторном отсеке.
- Реле стеклоочистителя (РС 514) — установлено под панелью приборов со стороны водителя и к кузову прикреплено двумя винтами.
- Регулятор напряжения (РР 380, РС 702, РС 121, 59.3702, 592.3702, 591.3702, 591.3702-01) — закреплено на брызговике левого лонжерона в моторном отсеке.
- Реле звуковых сигналов (РС 528) — закреплено на брызговике левого лонжерона в моторном отсеке.
- Реле вентилятора системы охлаждения (90.3747-10, 113.3747-10) — закреплено на брызговике левого лонжерона в моторном отсеке. (c 2000 г. не устанавливается)
- Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза (РС 492) — расположено за щитком приборов. (С 1994г. не применяется)
- Реле обогрева заднего стекла — расположено за щитком приборов.
Схема предохранителей и реле ВАЗ 2106, 21061, 21063, 21065 — оборудованных двигателем: 1.6л (ВАЗ 2106), 1.5л (ВАЗ 2103) или 1.3л (ВАЗ 21011) (1976-2001)
Несколько советов по предохранителям ВАЗ 2106
Чистота посадочных гнезд. Я думаю тут все понятно, чем чище посадочное гнездо предохранителя, тем меньше сопротивление в этой цепи и как следствие меньше нагрев. При грязных контактах предохранитель нагревается и оплавляется, возможна кратковременная потеря контакта, что довольно опасно, например в случае со светом
Соответствие номиналов предохранителя рекомендациям производителя
Также довольно важно не только содержать в чистоте контактные группы, но и использовать предохранители тех номиналов, которые рекомендует производитель. Игнорирование этих требований грозит выходом из строя электрооборудования в сети ил еще хуже — пожаром. Ни в коем случае не заменять предохранитель в ВАЗ 2106 или в другом автомобиле на так называемый «жучок», монету, шуруп и прочие вещи
Я думаю вы и сами понимаете, что до пожара тут не далеко.
Сработал предохранитель. Это довольно частая ситуация и тут не нужно поспешных решений, сначала необходимо узнать, какую цепь защищает этот предохранитель (ниже приведен список защищаемых цепей и номеров предохранителей для ВАЗ 2106, для других моделей надеюсь скоро будет). Затем попробовать вспомнить, понять что могло вызвать КЗ, очень не рекомендуется вставлять на место сгоревшего предохранителя новый, если не была устранена причина перегорания старого предохранителя. Если вы нашли причину, то устраните ее, заизолируйте провода, вставьте новый предохранитель.
Плавятся предохранители. Если расплавляется токопроводящий участок, то это понятно, скорее всего КЗ. А вот если плавится пластмассовая вставка, то это сигнал плохого контакта в гнезде или перегрузка цепи защищаемой этой плавкой вставкой. Дополнительному потребителю — свой предохранитель! Не стоит цеплять много сторонних потребителей (магнитола, подогрев и пр.) на один предохранитель!
Ни в коем случае не заменять предохранитель в ВАЗ 2106 или в другом автомобиле на так называемый «жучок», монету, шуруп и прочие вещи. Я думаю вы и сами понимаете, что до пожара тут не далеко.
Сработал предохранитель. Это довольно частая ситуация и тут не нужно поспешных решений, сначала необходимо узнать, какую цепь защищает этот предохранитель (ниже приведен список защищаемых цепей и номеров предохранителей для ВАЗ 2106, для других моделей надеюсь скоро будет). Затем попробовать вспомнить, понять что могло вызвать КЗ, очень не рекомендуется вставлять на место сгоревшего предохранителя новый, если не была устранена причина перегорания старого предохранителя. Если вы нашли причину, то устраните ее, заизолируйте провода, вставьте новый предохранитель.
Плавятся предохранители. Если расплавляется токопроводящий участок, то это понятно, скорее всего КЗ. А вот если плавится пластмассовая вставка, то это сигнал плохого контакта в гнезде или перегрузка цепи защищаемой этой плавкой вставкой. Дополнительному потребителю — свой предохранитель! Не стоит цеплять много сторонних потребителей (магнитола, подогрев и пр.) на один предохранитель!
Переход с электромагнитнотеплового реле на электронное.
Вот такой «бочонок» находится под приборной панелью автомобиля. Это электромагнитнотепловое реле. Ввиду краткосрочной работы (1-2 месяца) рекомендуется его заменить на электронное. По прошествии этого времени он начинает гореть, либо его замыкает.
Далее приведены этапы его замены:
- отсоединяем клеммы контактов;
- обозначаем каждый провод маркером, либо используем краску для выделения разными цветами;
- контакт №1 электронного реле подсоединяем к проводу со знаком х;
- контакт №2 электронного реле подсоединяем к проводу со знаком L;
- контакт №3 электронного реле подсоединяем к проводу со знаком P;
- контакт №4 это масса, выводим его на отдельный провод.
Все эти работы необходимо проводить при использовании термоусадки.
Большую популярность набирает замена в указателях поворота ламп накаливания на светодиоды ввиду того, что лампы накаливания по сроку службы и светоотдаче намного уступают светодиодным светильникам.
Реле ВАЗ 2106
Далее показано расположение и обозначение каждого заводского реле:
- Регулятора напряжения, которое отвечает за правильную зарядку АКБ. Располагается на левом брызговике.
Реле регулятора напряжения заряда АКБ
Включения вентилятора радиатора охлаждения. Находится тоже на левом брызговике, за расширительным бачком.
Реле включения вентилятора радиатора охлаждения
Лампочка на приборной панели, которая показывает зарядку аккумулятора. Находится реле уже на правом брызговике.
Реле лампочки зарядки аккумулятора
Ближнего и дальнего света фар. Находятся тоже на правом брызговике. Они идентичны и взаимозаменяемые.
Реле ближнего и дальнего света фар
Реле поворотов и аварийной сигнализации. Находится за щитком приборов, приблизительно за тахометром.
На видео, ниже, наглядно показано где находится какое реле.
Реле ВАЗ 2106
Далее показано расположение и обозначение каждого заводского реле:
- Регулятора напряжения, которое отвечает за правильную зарядку АКБ. Располагается на левом брызговике.
Реле регулятора напряжения заряда АКБ
Включения вентилятора радиатора охлаждения. Находится тоже на левом брызговике, за расширительным бачком.
Реле включения вентилятора радиатора охлаждения
Лампочка на приборной панели, которая показывает зарядку аккумулятора. Находится реле уже на правом брызговике.
Реле лампочки зарядки аккумулятора
Ближнего и дальнего света фар. Находятся тоже на правом брызговике. Они идентичны и взаимозаменяемые.
Реле ближнего и дальнего света фар
Реле поворотов и аварийной сигнализации. Находится за щитком приборов, приблизительно за тахометром.
На видео, ниже, наглядно показано где находится какое реле.