Мотор Ваз 2106
Эстафету у мотора, который стал настоящим прорывом на советском рынке, принял двигатель Ваз 2106.
Он стал естественной доработкой 2103 с целью повышения технических характеристик двигателей Ваз в сторону мощности.
Инженеры достигли ее:
- увеличив рабочий объем до 1600 см3, при помощи диаметра цилиндров, который стал вновь 79 мм.
- Поршни на этот двигатель Ваз использовались от 21011 и у него, как и у донора, имелось два ремонтных размера. Других принципиальных отличий от 2103 эти моторы для Ваза не имели, поскольку комплектовались также, как и старший сородич, карбюратором типа «Озон» и распределителем зажигания с тем же вакуумным регулятором.
Но особой симпатии среди владельцев, как и в свое время роторные двигатели на Ваз при экспорте, мотор 2106 не нашел, поскольку владельцы 2103, 2121, 2107 старались подбирать именно более надежный двигатель Ваз 2103.
Это обусловливалось меньшей жизнеспособностью 2106, нестабильностью работы при использовании топлива более низкого качества. Самым печальным исходом было прогорание клапанов и агрегат требовал капитального ремонта в этих случаях намного чаще, чем 2103.
Тюнинг
Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 представляет определенные сложности. Дело в том, что запас прочности у двигателя ВАЗ 2101 не слишком большой, поэтому любое вмешательство в работу силового агрегата, и увеличение его мощности неизменно сказывается на ресурсе.
Не редкость случаи, когда даже относительно простой тюнинг, который давал прибавку в 15-20 лошадиных сил, приводил к тому, что мотор выходил из строя после 10-15 тысяч километров пробега. Именно поэтому к вопросам увеличения мощности следует подходить максимально взвешенно и обдуманно. Все работы должен выполнять опытный моторист.
- Вариант тюнинга с увеличением объема подразумевает расточку цилиндров и замену поршней на запчасти от старших моторов ВАЗа. Подобная работа представляет определенную сложность и может иметь высокую стоимость. Необходимо расточить цилиндры, заменить поршни и коленвал. Зачастую проще бывает провести свап двигателя, установив мотор от пятерки или шестерки ВАЗа.
- Установка турбины может рассматриваться исключительно в теории, так как такой вариант тюнинга приводит к быстрому выходу из строя ВАЗ 2101, тюнинг двигателя которого был выполнен с помощью турбины и компрессора. Мотор с установленной турбиной имеет ресурс порядка 20 тысяч километров, при этом показатель мощности в редких случаях превышает отметку в 100 лошадиных сил. Подобный вариант используют разве что для автомобилей, участвующих в дрег-рейсенге, где автовладельцы не заботятся о ресурсе автомобиля, а во главу угла ставят лишь технические характеристики форсированного мотора.
Особенности конструкции
Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:
- ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.
Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:
- цепная передача ГРМ;
- недоработанные модели карбюраторов;
- капитальный ремонт через 20000 км пробега.
Цепь ГРМ
Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.
Механизм ГРМ
Неисправности рулевого управления автомобиля ВАЗ 2101
Неисправность №1: Увеличенный свободный ход рулевого колеса
Раскрутились болты крепления картера рулевого механизма, их нужно закрутить.
Открутились гайки шаровых пальцев рулевых тяг, просто затяните гайки.
В шаровых шарнирах увеличился зазор, устраняется путем замены наконечников или рулевых тяг.
Проверьте зазор в подшипниках ступиц передних колес, скорее всего он увеличен и его нужно отрегулировать.
Зазор между осью маятникового рычага и втулками превысил допустимые нормы, для устранения этой неисправности меняют втулки или кронштейн в сборе.
Неисправность №2: Тугое вращение руля
Возможна деформация деталей рулевого привода (например при попадании колес в глубокие выбоины на дороге), нужно заменить детали.
Неправильно выставлены углы передних колес, как правило проверка и регулировка проводится на СТО.
Изменился зазор в зацеплении ролика с червяком, как его отрегулировать мы уже рассказывали.
Сильно зажата регулировочная гайка оси маятникового рычага, ее нужно отжать и правильно отрегулировать.
Давление в шинах не соответствует паспортным данным автомобиля ВАЗ, проведите их подкачку.
Вышли из строя детали шаровых, их нужно проверить и если потребуется то заменить новыми.
Проверьте наличие масла в картере рулевого механизма, установите причину его отсутствия, долейте его, возможно перед этим замените сальник.
Вал червяка несоосные с валом рулевого механизма, придется отрегулировать шайбами.
Неисправность №3: Шум (стуки) в рулевом управлении
Проверьте зазор в подшипниках ступиц колес и отрегулируйте его.
Гайки шаровых пальцев рулевых тяг раскрутились, их нужно подтянуть.
Зазор между осью маятникового рычага и втулками увеличен больше допустимого значения. Ремонт такой неисправности заключается в замене втулки или кронштейн в сборе.
Раскрутилась гайка регулировки оси маятникового рычага, проводим регулировку и подтягиваем ее на нужный момент.
И снова зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка не соответствует требуемому.
Такая неисправность может случится из-за увеличенного зазора в шаровых шарнирах рулевых тяг, устранить данную проблему можно заменой рулевые тяг или наконечников.
Проверьте не открутились ли болты крепления картера рулевого механизма (левый лонжерон кузова) или кронштейна маятникового рычага (на фото № 10 рулевом управлении), что делать и так понятно.
Ослабли гайки крепления поворотных рычагов, устраняется проблема как обычно.
Неисправность №4: Колебания и биение передних колес
Не соответствует норме давление в шинах.
Неправильно установлены углы передних колес.
Зазор в подшипниках ступиц увеличен и требует его регулировки.
Не отбалансированные колеса то же могут влиять на данную неисправность рулевого управления.
Могли открутится гайки шаровых пальцев рулевых тяг.
Проверьте не открутились ли болты крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага, поступаем как обычно.
И снова зазор в зацеплении ролика с червяком может быть причиной данной неисправности рулевого управления.
Неисправность №4: Автомобиль не держит дорогу, его постоянно уводит от оси в разные стороны.
И снова нам уже известные неисправности которые мы рассматривали выше, это не накаченные шины, углы колес, деформированные поворотные кулаки или рычаги подвески но появились новые.
Неравномерная просадка пружин передней подвески, придется заменить просевшую пружину.
Возможно зажаты тормозные колодки одного или нескольких колес тормозной системы автомобиля ВАЗ.
Неисправность №5: Протечка масла из картера рулевого управления
Отработали свой ресурс сальники вала сошки или червяка.
Открутились болты крышки картера рулевого механизма.
Повреждены уплотнительные прокладки картера рулевого управления.
Неисправность №6: Неустойчивость автомобиля при движении на больших скоростях
Данная неисправность рулевого управления, может быть вызвана целым рядом причин, которые уже ранее затрагивались в выше в данной статье.
Popularity: 7%
9.2.1. Общий осмотр
При появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный свободный
ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т. д.) осмотрите детали
рулевого управления. Осмотр проводите в следующем порядке.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Проверка шаровых шарниров рулевых тяг
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Характеристики мотора 2101
Для своего времени схема двигателя была передовой, в настоящее время позволяет успешно производить капремонт и тюнинг собственными силами в гараже. У завода производителя создано несколько поколений ДВС, однако с расходниками и запчастями проблем никогда не существовало.
Прототип мотор 124 Фиат
Выглядят технические характеристики движка 2101 следующим образом:
Изготовитель | ВАЗ |
Марка ДВС | ВАЗ-2101 |
Годы производства | 1970 – 1983 |
Объем | 1198 см3 (1,2 л) |
Мощность | 47,2 кВт (64 л. с.) |
Крутящий момент | 87,3 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 114 кг |
Степень сжатия | 8,5 |
Питание | карбюратор ДААЗ-2101 (вертикальный двухрядный, открытие дросселей последовательное) |
Тип мотора | рядный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | возле цепи ГРМ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Допустимое коробление | прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм прокладка головки цилиндров 0,05 мм |
Седло клапана | ширина 2 – 2,4 мм, угол 45° |
Распредвал | один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40° |
Сальник распредвала | диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | класс А – 76 – 76,01 мм класс В – 76,01 – 76,02 мм
класс С – 76,02 – 76,03 мм класс D – 76,03 – 76,04 мм класс Е – 76,04 – 76,05 мм |
Поршни и кольца | поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее) |
Диаметр поршня | класс А – 75,94 – 75,95 мм класс С – 75,96 – 75,97 мм
класс Е – 75,98 – 75,99 мм |
Зазоры | поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум) поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза |
Кольцо компрессионное верхнее | 1,535 – 1,555 мм |
Кольцо компрессионное нижнее | 3,957 – 3,977 мм |
Кольцо маслосъемное | 2,015 – 2,035 мм |
Зазор между поршневой канавкой и кольцом | 0,03 – 0,07 мм |
Коленвал | чугун, литье |
Количество коренных подшипников | 5 |
Диаметр шейки КП | 50,795 – 50,775 мм |
Зазор коренной шейки | 0,1 – 0,5 мм |
Подшипники шатунные | диаметр шейки вала – 47,814 мм толщина вкладыша – 1,448 мм
ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм |
Сальники коленвала | передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Горючее | АИ-92 (допускается А-76) |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 7,8 л/100 км смешанный цикл 9,2 л/100 км
город – 12 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 2101 | 5W-30 и 15W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Периодичность замены | каждые 5000 км |
Температура рабочая | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 200000 км реальный 500000 км |
Регулировка клапанов | гайками и щупом |
Система охлаждения | принудительная, тосол-А40 |
Количество ОЖ | 9,75 л |
Помпа | крыльчатка полимерная, крепление на блоке |
Зажигание | катушка Б117А |
Свечи на 2101 | оригинал – А17-ДВ, можно ставить любые подходящего размера с двумя электродами |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Цепь ГРМ | двухрядная роликовая, 114 звеньев |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону |
Масляный фильтр | рекомендуемый Mann W914/2 |
Маховик | 129 зубьев, 0,62 кг диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм
диаметр наружный – 27,75 мм количество посадочных отверстий – 6 штук смещений нет |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 23,5 мм |
Маслосъемные колпачки | производителей Хорс или Corteco |
Компрессия | давление в цилиндрах от 10 – 14 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара |
Температура масла | 80°С |
Температура срабатывания термостата | 80 – 84°С |
Давление клапана внутри радиаторной пробки | 0,7 – 1 бар |
Содержание в выхлопе вредных продуктов | СН <200%, СО <0,5% |
Обороты ХХ | 850 –1000 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 37,24 Нм маховик – 83,3 Нм
болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Создавался двигатель 2101 под низкооктановое топливо, поэтому обычно эксплуатировался на А-76 бензине, несмотря на то, что изготовителем рекомендовано применение бензина АИ-92 – АИ-93. Изначально диаметр цилиндра был диаметра 76 мм, в последующих модификациях его увеличивали, и вновь возвращались к этому размеру неоднократно.
Конструкция ДВС
Общий осмотр ВАЗ 2101
При появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный свободный ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т. д.) осмотрите детали рулевого управления. Осмотр проводите в следующем порядке.
Порядок выполнения | |||||
|
Проверка шаровых шарниров рулевых тяг
Порядок выполнения | |||||||
|
Видео про «Общий осмотр» для ВАЗ 2101
Осмотр и подготовка автомобиля к работе после простоя.
Гаражная находка :Ваз 21013, с двигателем 1,2 литра
Двигатель ВАЗ 2101 07 Конструкция, сборка, принцип работы и смазки двигателя
Техобслуживание
Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Цепь ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
9.2.2 Общий осмотр
9.2.1. Общий осмотр
При появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный свободный
ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т. д.) осмотрите детали
рулевого управления. Осмотр проводите в следующем порядке.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Проверка шаровых шарниров рулевых тяг
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Таблица подбора масла по сезону (зима, лето)
Год | Вязкость SAEвсесезон от +25 до -25 °C | зима от -35 до 0 °C | лето от 0 до +35 °C |
Бензин API
Дизель API
Тип
Рекомендуемые производители
1975
15W-20 10W-20 10W-30
5W-20 10W-20 | 20W-20 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
Роснефть, Mannol, Lotos, Total, AGA, Lliqui-Moly
1976
15W-20 10W-20 10W-30
5W-20 10W-30 10W-20 | 20W-20 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos, Lliqui-Moly, Select, Esso
1977
15W-20 10W-20 10W-30
5W-30 5W-20 10W-20 | 20W-20 25W-30 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
Mannol, Lotos, Total, AGA, Lliqui-Moly
1978
15W-30 15W-20 10W-30
5W-20 10W-20 | 20W-30 20W-20 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos, Total, AGA, Lliqui-Moly
1979
15W-20 10W-30
5W-20 10W-20 10W-30 | 20W-20 25W-30 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
Роснефть, Mannol, Lotos
1980
15W-20 10W-30
5W-20 10W-20 10W-30 | 20W-30 20W-20 25W-30 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
Роснефть, G-Energy, Mannol, Lotos
1981
15W-30 15W-20 10W-30
5W-30 5W-20 10W-20 | 20W-20 20W-30 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos
1982
15W-20 15W-30 15W-40 10W-40
5W-30 5W-20 10W-40 | 20W-20 20W-30 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
Лукойл, Valvoline, Kixx, G-Energy, Роснефть
1983
15W-30 15W-20 15W-40 10W-40
5W-30 5W-20 10W-40 | 20W-20 20W-30 20W-40 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
Mobil, Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos
1984
15W-20 15W-40
5W-20 5W-30 10W-40 | 20W-30 20W-20 20W-40 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
ZIC, Лукойл, Valvoline, Kixx
1985
15W-20 15W-30 15W-40 10W-30
5W-20 5W-30 10W-30 10W-40 | 20W-30 20W-20 20W-40 25W-30 25W-20 |
SG
CD-II
минералка
ZIC, Лукойл, Valvoline, Kixx, G-Energy
1986
15W-20 15W-30 15W-40 10W-30
5W-20 5W-30 10W-30 10W-40 | 20W-30 20W-20 20W-40 25W-30 |
SG
CD-II
минералка, гидрокрекинг
Лукойл, Valvoline, Kixx, G-Energy, Роснефть, CONSOL
1987
15W-20 10W-30 10W-20
5W-20 5W-30 10W-30 | 20W-30 20W-20 25W-30 |
SG
CD-II
минералка, гидрокрекинг
Xado, ZIC, Лукойл, Valvoline, G-Energy, Роснефть
1988
15W-20 10W-30 10W-20
5W-20 5W-30 10W-30 | 20W-30 20W-20 25W-30 |
SG
CD-II
минералка, гидрокрекинг
Лукойл, Valvoline, Kixx, G-Energy, Роснефть
9.2.1. Общий осмотр
При появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный свободный ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т. д.) осмотрите детали рулевого управления. Осмотр проводите в следующем порядке.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Проверка шаровых шарниров рулевых тяг
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
предыдущая страница9.2. Осмотр, проверка и регулировка рулевого управления | следующая страница 9.2.2. Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма |
Виды высоковольтных элементов
Выше представлено описание простой конструкции повышающего напряжение трансформатора, обеспечивающего разрядами все цилиндры двигателя. Куда направить каждую последующую искру, определяет трамблер, он же – главный распределитель зажигания.
В современных моторах, управляемых электроникой, трамблеры не ставятся и применяются другие разновидности катушек:
- с двумя контактами высокого напряжения;
- индивидуальные.
Первый тип внешне напоминает обычный трансформатор со стальным сердечником, собранном из Ш-образных пластин. Функциональное отличие – подача импульса одновременно на 2 клеммы, подключенные к свечам двух цилиндров. Поскольку такты сжатия в них происходят в разные моменты, устройство создает искру на электродах обеих свечей. В одной камере происходит воспламенение, в другой разряд проскакивает вхолостую.
На четырехцилиндровый силовой агрегат ставится 2 двухвыводных трансформатора, образующих так называемый модуль зажигания. На многих марках автомобилей он представляет собой единую деталь, куда подключены все провода низкого и высокого напряжения.
Устройство катушки зажигания индивидуального типа в корне отличается от предыдущих конструкций:
- первичная и вторичная обмотка поменялись местами – вторая находится сверху;
- габариты устройства существенно уменьшились;
- мини-катушка устанавливается прямо на центральный контакт свечи;
- высоковольтные провода отсутствуют.
Количество индивидуальных трансформаторов зависит от числа цилиндров силового агрегата – на каждую свечу ставится отдельная катушка. Преимущество данного устройства – отсутствие потерь и пробоев на участке от источника импульсов до свечных электродов, то бишь, – на бронепроводе. Второе достоинство – снижение стоимости ремонта: заменить один малый трансформатор дешевле и проще, чем весь модуль зажигания.
Принцип работы индивидуальных элементов остается неизменным – разрыв низковольтной цепи создает в многовитковой обмотке скачок напряжения, сразу передаваемый на электроды свечи зажигания. Для защиты от перегрузок в цепь включен полупроводниковый диод.