9.2.1 Осмотр, проверка и регулировка рулевого управления / ВАЗ 2101
При появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный свободный ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т. д.) осмотрите детали рулевого управления. Осмотр проводите в следующем порядке.
|
Проверка шаровых шарниров рулевых тяг
|
Рулевые тяги Ваз, Диагностика, советы.
Проект \
Ремонт рулевого редуктора ваз 2101-2107
Ремонт рулевого механизма ВАЗ 2101-07
Регулировка рулевой колонки ВАЗ 2101-07
↑ Регулировка зацепления редуктора
- Снимаем защитный колпачок с регулировочного винта. Ключом «на 17» ослабляем гайку так, чтобы можно было приподнять стопорную шайбу.
- Несколько раз быстро поворачиваем рулевое колесо влево и вправо на угол около 10° и одновременно шлицевой отверткой заворачиваем (отворачиваем) регулировочный винт до тех пор, пока свободный ход и усилия на рулевом колесе не войдут в допустимые пределы. Не рекомендуется слишком сильно затягивать винт.
После регулировки затягиваем гайку, удерживая отверткой регулировочный винт от проворачивания.
↑ Как на ВАЗ 2106 убрать люфт руля
Если обнаружен осевой люфт оси маятникового рычага, то подтягиваем гайку на верхней части оси. Для этого в подкапотном пространстве вынимаем шплинт из корончатой гайки, торцевым ключом «на 19» заворачиваем ее на 60° (одна грань) и опять проверяем люфт.
Если люфт не исчез, то еще раз подтягиваем гайку и устанавливаем шплинт. Если после заворачивания гайки сильно возрастает усилие, необходимое для поворачивания руля, то ремонтируем маятниковый рычаг.
https://youtube.com/watch?v=%250Ahttps%3A
Регулировка Рулевого Редуктора ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107
Итак, взгляните на фото Rulevogo Reductor – а ; — видите ли Вы гайку (она кстати на 19-ять), и шпильку с прорезью, — выходящую сквозь, как раз ту гайку? Гайка — это контргайка, которая контрит нужную нам, и непосредственно выполняющую регулировку — шпильку.
Предположим, рулевой редуктор Вашего ВАЗ 2101- 2107, слишком зажат. Тогда, Вам следует взять ключ, или головку на 19-ять, расконтрить гайку (о которой мы упоминали выше), снять стопорную прокладочку, и Выкручивать Шпильку с Прорезью. Этим мы уменьшаем нагрузку на рулевой механизм колонки. Выкрутили? — попробуйте руль теперь.
Сильно выкрутили и появился люфт? Тогда Вам следует вкручивать шпильку обратно.
Думаю, с этим все понятно. Хочу добавить, что при регулировке рулевого редуктора ВАЗ 2101, и другой классики. Люфт, который казалось не мешал проворачивать колеса на месте, и на не высокой скорости, реально ощущается на высоких скоростях; — за 80км в час.
Поэтому, поджимать рулевую колонку нужно ровно настолько, чтобы только убрать люфт, или оставить его минимальным. Так, Вы не будете гробить рулевой механизм своего автомобиля, и не слетите с дороги в повороте.
Что еще может заставить Ваш руль не крутиться?
Рулевое управление
Рулевое управление
1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 – правый рычаг поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 – правый лонжерон кузова; |
12 – пробка маслозаливого отверстия; 13 – картер рулевого механизма; |
Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, расположенный в картере
(см. рис. ) 13, рулевое колесо
16, вал 14 руля и детали крепления.
Рулевое колесо – пластмассовое, армированное стальным каркасом. На колесе установлен
включатель звукового сигнала, контактная часть которого закрывается пластмассовой
крышкой. В ступице рулевого колеса выполнено отверстие со вдвоенной впадиной,
а на валу 14 сдвоенный шлиц, за счет чего рулевое колесо крепится на валу гайкой
только в одном положении.
Вал руля своим наконечником соединяется с валом червяка при помощи шлицов и
стяжного болта. Верхняя часть вала опирается на пластмассовую втулку, установленную
на трубе 17 верхней опоры. Эта труба вставляется в кронштейн 18 и закрепляется
в нем хомутом, который стягивается болтом. К фланцу трубы верхней опоры вала
крепится переключатель указателей поворота и света фар.
Картер рулевого механизма крепится к левому лонжерону 19 кузова с внутренней
стороны отсека двигателя тремя болтами. Между картером и лонжероном устанавливаются
регулировочные шайбы, которыми при сборке добиваются соосности вала червяка
и вала руля.
В картере 7 (см. рис. )
расположен червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом
14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары 16,4. Червяк вращается в
верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках
торцев червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок
18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается в двух втулках 12, запрессованных
в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом подшипнике
вращается ролик 14, а на нижний конец вала, имеющий конические шлицы, надевается
сошка 8 и крепится гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки выполнены две сдвоенные
впадины, а на валу – два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на
вал только в одном положении.
Зацепление ролика с червяком регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой
винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1.
В картер рулевого механизма заливается масло ТАД-17и по уровень заливного отверстия,
закрываемое пробкой 4.
Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. ) и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном
10 на лонжероне 11 и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7 и 21. Средняя
тяга цельная, имеет по концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом
и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга состоит из двух наконечников с резьбой,
соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах
с помощью стяжных хомутов 20. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги
при регулировке схождения передних колес. Наконечники крайних тяг с помощью
шарниров присоединяются к рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу
4 и к рулевой сошке 2.
Шаровой шарнир тяг состоит из стального пальца 1 (см. рис. ), сферическая головка которого охватывается коническим
разрезным пластмассовым вкладышем 4, который поджимается пружиной 5 к корпусу
3, за счет чего создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником
тяги.
Шаровые шарниры при сборке заполняются смазкой ШРБ-4 и герметизируются с одной
стороны заглушкой 6, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой стороны защитным
колпачком 2.
Кронштейн 10 (см. рис. ) маятникового
рычага крепится двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого
механизма. В кронштейне 2 (см. рис. ) установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается
ось 9. При сборке в кроштейн закладывается смазка Литол-24. Торцевое уплотнение
втулок обеспечивается уплотнителями 7 и шайбами 6 и 10.
Проводим проверку и регулировку зазора в подшипниках червяка рулевого механизма автомобилей ВАЗ
И снова возвращаемся к рулевому управлению автомобиля ВАЗ – Жигули 2101, точнее к рулевому механизму и рассмотрим как нужно проводить для начала проверку, а затем если понадобится то и регулировку зазора в подшипниках червяка.
Для начала рассмотрим из чего состоит кратер (редуктор) рулевого механизма на примере классики, то есть автомобиля ВАЗ 2101.
Конструкция картера рулевого механизма ВАЗ 2101
Конструкция картера рулевого механизма ВАЗ 2101
1 – пластина регулировочного винта вала сошки;
2 – регулировочный винт вала сошки рулевого механизма Жигуля;
3 – гайка регулировочного винта;
4 – пробка маслоналивного отверстия;
5 – крышка картера механизма;
6 – червяк;
7 – картер (редуктор) рулевого механизма автомобиля ВАЗ;
8 – сошка;
9 – гайка крепления сошки к валу;
10 – шайба пружинная гайки крепления сошки;
11 – сальник вала сошки;
12 – бронзовая втулка вала сошки;
13 – вал сошки рулевого механизма;
14 – ролик вала сошки;
15 – вал червяка;
16 – верхний шарикоподшипник;
17 – нижний шарикоподшипник;
18 – регулировочные прокладки;
19 – крышка подшипника червяка нижняя;
20 – ось ролика;
21 – игольчатый подшипник;
22 – сальник вала червяка
Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма, как это делается
Для начала выставляем колеса, например нашей «Копейки» прямо, а потом крутим баранку туда сюда (вправо и влево) и смотрим на изменения. Нас интересует меняется ли расстояние между наконечником вала и торцом картера, на рисунке №7 (смотреть выше). Если вы заметите что расстояние меняется, значит присутствует зазор в подшипниках червяка и его нужно отрегулировать.
Что бы отрегулировать зазор, поступаем следующим образом:
— руль поворачиваем влево на 1-1,5 оборота;
— откручиваем нижнюю крышку, на рисунке №19, осторожно там масло;
— сливаем масло с кратера червяка рулевого механизма автомобилей ВАЗ;
— далее убираем крышку и удаляем регулировочную прокладку, на рисунке №18 или меняем ее на тонкую.
Внимание!!!
Регулировочные прокладки бывают толщиной 0,10 и 0,15 мм.
После того как установили прокладки и прикрутили крышку, снова проверяем нет ли перемещения червяка рулевого механизма вдоль оси. Если все нормаль, значит все операции по регулировке вы сделали правильно, можно заливать масло в картер рулевого механизма в объеме 0,215 л, это должно быть трансмиссионное –ТАД -17и.
Последняя проверка заключается измерении усилия (должно быть меньше 245 Н — 25 кгс), которое следует приложить к рулевому колесу, при учете того что автомобиль колесами стоит на гладкой поверхности.
Проверка и регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком на автомобиле ВАЗ 2101
Проверка и регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком на автомобиле ВАЗ 2101
Эти работы как говорилось в начале стать также проводятся на подъемнике или смотровой яме.
Вам потребуются: плоская большая отвертка и ключ «на 17».
Порядок проверки и регулировки зазора в зацеплении ролика с червяком рассмотрим ниже:
Как говорилось выше, мы отрегулировали зазор в подшипниках червяка рулевого механизма, далее отсоединяем тяги от сошки, для этого потребуется выпрессовать пальцы шаровых шарниров из отверстий в сошке.
Дергая за головку сошки, проверяем величину зазора в зацеплении ролика и червяка.
Если вы все таки определите что есть свободных ход, то поступайте следующим образом, открутите гайку №3 на рисунке выше и закрутите плоской отверткой регулировочный винт №2, что бы убрать зазор, но делайте это без особого фанатизма.
Снова проверьте сошку на перемещение и после проверки соедините с ней пальцы шаровых
шарниров.
Покрутите руль и определите усилие которое прикладываете при этом, оно должно быть в приделах до 245 Н (25 кгс), как пишет книжка, если больше то придется ослабить винт №2 для регулировки.
Popularity: 9%